Перспективное планирование

     Когда я начала работать в Детском доме воспитателем, моей главной задачей стало разработать перспективное планирование по ручному труду и кулинарии. Это не простое занятие. Пришлось изучить:  программу обучения, план учреждения, литературу по ручному труду и кулинарии. Выяснить: сколько часов рассчитано на занятия по ручному труду и кулинарии, с какими группами будет идти образовательный процесс, сколько планов нужно разработать и написать (зависит от возраста детей и от диагноза).

     После всего прочитанного и изученного приступила к написанию плана. Сначала прописывались цели и задачи по разделам.
Рассмотрим на примере  перспективного планирования  "Ознакомление дошкольников с секретами кухни и ручным трудом" (подгрупповые занятия в старших группах с ОНР и ЗПР)


Раздел «Ручной труд»
 Цель:
Приобщать детей к миру взрослых, через серию игр – занятий по ручному труду,  направленных на решение задач социально-нравственного, трудового и умственного воспитания.
Задачи:
Обучающие:
Работа с бумагой и картоном. Совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях; работать по готовой выкройке.
Создавать из бумаги объемные фигуры: делать квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам.
Работа с тканью. Учить вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу. Учить детей делать аппликацию, использовать кусочки ткани разнообразной фактуры.
Работа с природным материалом. Продолжать учить детей делать игрушки, сувениры из природного материала, прочно соединяя части.
Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр; сувениры и украшения на елку.
Учить экономично  и рационально использовать материал.
Развивающие:
Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, фантазию; продолжать развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать творческое отношение к работе, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
Раздел «Кулинария»
 Цель:
Приобщать детей к миру взрослых, через серию игр – занятий по приготовлению пищи, направленных на решение задач социально-нравственного, трудового и умственного воспитания.
Задачи:
Обучающие:
Дать знания о продуктах, ассортименте блюд, об их вкусовых качествах.
Развивающие:
Способствовать развитию мышления, памяти, воображения, фантазию; продолжать развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
Воспитывать творческое отношение к работе, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, усидчивость.
 Отображение тем по кварталам:
1 квартал: Приготовление закусок
2 квартал: Приготовление горячих и холодных блюд
3 квартал: Приготовление сладких блюд и напитков.
 Далее шла разработка основной части плана. В таблицу заносились основные цели и задачи занятия, краткий план хода занятия, словарь новых слов, оборудование и материалы.
 Рассмотрим на примере 1 квартала, 2 первых месяцев.

 СЕНТЯБРЬ


1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
Тема

ДИАГНОСТИКА


Царство кухни

Витаминчик
Задачи


Продолжать знакомить детей с разнообразием посуды и электроприборами

Закрепить знания   о витаминах и продуктах, в которых они содержаться
Краткий план занятия


1.      Организационный момент: в гостях у поваренка
2.      Экскурсия по кабинету
3.      Рассматривание посуды и электроприборов
4.       Закрепление – зарисовка посуды на листе бумаги

1.      Организационный момент
2.       Игра «Огород»
3.      Рассматривание ИК «Какой витаминчик живет в продуктах»
4.      Закрепление – зарисовка на листе бумаги
Словарь


Кухня, столовая, чайная посуда, миксер, блендер

Витамины А,В,С,D,E
Оборудование


Столовая и чайная посуда, кухонное оборудование

Раздаточный материал, иллюстрации
































  Когда я начинала работать, то в начале года и в конце проводилась диагностика, на основе которой смотрели что ребенок умеет делать или чему научился. Сейчас такой видимой диагностики нет по новым изменениям в ФГОС.


ОКТЯБРЬ


1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Ручной труд
Кулинария
Ручной труд
Кулинария
Ручной труд
Тема

«Жар-птица»

(Работа с природным материалом: листья)

«Лакомство гнома»

«Ежик»
(Работа с шишками)
«Витаминный салат -свеколка»
«Сказочные существа»
Работа с природным материалом
Задачи
Продолжать знакомить детей с природным материалом, закреплять умение пользоваться клеем и кисточкой; воспитывать аккуратность
Познакомить детей с процессом приготовления морковного салата, научить пользоваться теркой, закреплять знания о овощах и фруктах
Продолжать знакомить детей с работами сделанными из природного материала; научить делать ежика из шишки,воспитывать аккуратность
Продолжать учить детей работать с технологической картой; познакомить детей с ходом приготовления салата воспитывать аккуратность

Продолжать развивать творческие способности детей, самостоятельность в ходе работы, учить работать по технологической карте.
Краткий план занятия
1.   Организационный момент: «Природный материал – это..
2.   Закрепление «С какого дерева этот листик?»
3.   Рассматривание готовой работы, обсуждение
4.   Изготовление работы
5.   Оценивание работы, что понравилось
1. Закрепление знаний о овощах и фруктах, витаминов содержащихся в них
2. Знакомство с теркой и правилами работы с ней
3. Знакомство с последовательностью изготовления салата
4. Приготовление салата
5. Закрепление продуктов, опробование салата.
1.  Организационный момент: Путешествие в лес
2.  Закрепление знаний о природном материале
3.  Рассматривание последовательности изготовления игрушки
4.  Выполнение работы
5.  Оценивание работы, что понравилось
1.Зкрепить ЗУ работы с теркой
2. знакомство с последовательностью приготовления салата
3. Приготовление салата
4. Закрепление продуктов, опробование салата.
1. Организационный момент: Золотая осень.
2.  Закрепление ЗУН в работе с природным материалом
3. Рассматривание иллюстраций и работ
4. Самостоятельный выбор и выполнение работы
5.  Защита и оценивание своей работы
Словарь
Пейзаж, композиция
Зимний, сметана
Шишка

Винегрет, вареный
Природный материал
Оборудование
Ножницы, природный материал, клей, кисть
Разделочные доски, салатники, ложка, миска, ножи

Шишка, палочки, веточки, пластилин
Ножи, разделочные доски, миски, ложки
Ножницы, природный материал

  Так прописаны все месяцы в плане.
По такой схеме прописывалось все перспективное планирование для других групп с разными диагнозами развития:
- перспективное планирование в старшей группе с детьми ОНР и ЗПР;
- перспективное планирование в подготовительной группе с детьми  ОНР И ЗПР;
- перспективное планирование в старшей группе с детьми F-70;
- перспективное планирование в подготовительной группе с детьми F-70;
- перспективное планирование по индивидуальной работы с детьми.

Надеюсь, что вам поможет мои разработки при написании своего перспективного планирования.
Спасибо за комментарии, ваша Дарья Суханова!

Комментариев нет: